Детство, свободное от игр и обязанностей
Давайте посмотрим на жизнь наших детей. Много ли у них домашних обязанностей? Помогают ли они ухаживать за домом, цветником или огородом? Попытайтесь вспомнить, что ваш ребенок смастерил, слепил, сшил, склеил за последние несколько месяцев? Осмелимся предположить, что немногие родители смогут похвастаться коллекцией поделок.
К сожалению, основным видом деятельности для большинства детей стало пролистывание указательным пальцем изображений на экране. На смену активным играм, творчеству, рукоделию пришли гаджеты, девайсы и телевизоры. Работа руками свелась к минимуму.
Между тем без действий, в которых заняты руки, без регулярного движения пальцев страдает мозг: деятельность его отделов и мелкая моторика связаны напрямую.
Уже более десяти лет Виктория Прудей в качестве основной формы терапии детей с поведенческими отклонениями, повышенной тревожностью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности рекомендует регулярные занятия, в которых должны быть задействованы руки. Результаты не заставляют себя долго ждать − дети становятся спокойнее, ответственнее и… счастливее.
Виктория предлагает обратить внимание на простые, понятные, привычные нам вещи, которые практически исчезли из жизни детей, но так нужны для их развития.
Домашние хлопоты и уход за собой
Вовлекайте детей в работы по дому. Младшекласснику и дошкольнику вполне по силам развесить после стирки одежду и аккуратно сложить белье, распаковать пакеты с продуктами после похода родителей в магазин, сервировать к семейному ужину стол, помочь в приготовлении пищи.
Подключайте детей к работе в саду (полив растений, прополка клумб, сбор урожая), мытью машины, уборке снега. Чем в большем количестве домашних дел будут участвовать ваши сын или дочь, тем больше полезных навыков они получат. А кроме этого, у них будет масса возможностей проявить себя, почувствовать собственную нужность и значимость и, что немаловажно, услышать вашу похвалу. Надо ли говорить, что ежедневные обязанности здорово сокращают время «общения» ребенка с гаджетами.
Учите детей с самого раннего возраста, как только они начинают ходить и говорить, самостоятельно чистить зубы и умываться, регулярно причесываться, одеваться и обуваться без помощи взрослых, а переодевшись, аккуратно складывать свою одежду и ставить на место обувь.
Пусть дети, отправляясь в детский сад, сами собирают и несут свои рюкзаки, по вечерам убирают на место игрушки. Приучите ребенка следить за порядком в доме и, замечая, что какие-то вещи лежат не на месте, исправлять это, не дожидаясь привычных часов уборки.
Уход за собой и поддержание порядка в доме (такие, казалось бы, простые, но важные действия и ритуалы) не только дают работу рукам, но и развивают внимание, независимость, чувство ответственности, умение самостоятельно решать бытовые вопросы.
Творческая деятельность
Познакомьте ребенка с техниками скрапбукинга, оригами, научите его делать бумажные самолетики, создавайте вместе мозаики и коллажи, лепите из пластилина и глины, учите вязать и шить, посещайте уроки рисования и игры на музыкальных инструментах. Предоставьте ребенку возможность попробовать все эти занятия, позвольте выбрать что-то по душе и будете удивлены, увидев положительные изменения в его эмоциональном состоянии.
Работа с бумагой и карандашом
Вовлекайте ребенка в составление списков покупок, поручите ему вести журнал домашних бытовых задач.
Сделайте традицией дарить родным и близким поздравительные открытки, созданные своими руками.
Предложите создать дневник желаний с заметками и рисунками или аппликациями.
Главное − заниматься всем вышеперечисленным, не прибегая к помощи компьютера или планшета, ведь именно работа с карандашом, бумагой и ножницами − прямые упражнения на развитие мелкой моторики. Скроллинг по экрану гаджета такого эффекта иметь не будет.
Уличные активности
Лазанье по деревьям, рисование на асфальте, создание фигурок из песка, теннис, баскетбол, бадминтон тоже предполагают движения пальцев рук. А кроме того, проводить время на свежем воздухе, играя или соревнуясь со сверстниками, всегда намного интереснее.
По возможности принимайте участие в этих уличных развлечениях детей и сами. Организуйте семейные соревнования в компании ваших друзей, у которых тоже есть дети, а находясь у водоема, стройте не просто замки, а целые города. Рисуйте совместные картины на собственных дачных заборах и возводите шалаши в туристических походах и на рыбалке.
Вместо заключения
Обмануть человеческую природу невозможно: если наши дети не будут лепить, рисовать или мастерить что-то собственными руками, если они вместо совместной работы с вами в саду или по дому будут отсиживаться со смартфоном или смотреть бесконечные мультсериалы, это неизбежно скажется на их эмоциональном благополучии.
Мы все стремимся сделать наших детей успешными и счастливыми. И далеко не всегда для этого нужно сворачивать горы, изобретать велосипед, доставать звезду с неба, останавливать каменный дождь. Чаще всего достаточно дать ребенку возможность найти себя, почувствовать собственную нужность и проявить талант.