Музыкотерапия - метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет.
Свойства музыки:
-
Музыка способна воздействовать на различные сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
* вибрационный (является стимулятором обменного процесса на уровне клетки);
* физиологический (способен изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую);
* психологический (через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка).
-
Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
-
Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная от прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
-
Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Так, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.
-
Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.
Формы музыкотерапии:
- активная (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий).
-пассивная (прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки специально или как фон).
Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта, определять выбор того или иного музыкального произведения. Например, пришѐл ваш ребѐнок в плохом настроении, уставший, включите послушать любимую мелодию, песню или произведение Моцарта и настроение улучшится. Итак, начните день вашего ребенка с прослушивания музыки, песен или сами спойте простую, но мелодичную песенку, поскольку музыкотерапия подразумевает использование как «живого» голоса так и магнитофонной записи (детских песен, любимых песен из мультфильмов).
Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:
-
Музыка для свободной деятельности детей:
И. С. Бах «Прелюдия До мажор», «Шутка»
И. Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
П.И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф. Шопен «Вальсы»
И. Штраус «Вальсы»
-
Музыка для пробуждения после сна:
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХVII века
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. А. Моцарт «Сонаты»
М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сенс-санс «Аквариум»
П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
-
Музыка для релаксации:
Т. Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
К. Глюк «Мелодия»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
К. Дебюсси «Лунный свет»
Н.А. Римский-Корсаков «Море»
К. Сен-Санс «Лебедь»
П.И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Ф. Шуберт «Аве Мария», «Серенада»